Памятка работодателю по соблюдению запрета на распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях,
содержащей ограничения дискриминационного характера
В соответствии с пунктом 6 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 Ns 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»
установлен запрет на распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера.
Запрещается распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном
ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения,
имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или
непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников.
Например, объявления о вакансиях с указанием на пол работника рассматриваются как содержащие дискриминационное ограничение. Необходимо иметь в виду,
что наименования большинства профессий могут обозначать как мужчину, так и женщину (продавец, врач, юрист, бухгалтер, уборщик служебных помещений и др.).
Этих наименований и следует придерживаться при написании объявления (наименования должностей (профессий, специальностей) и квалификационные характеристики
содержатся в ЕКС, ЕТКС, профессиональных стандартах), исключив такие произвольные наименования профессий, как «официантка», «уборщица» и т.д.
Правильно написать: «требуется официант», «требуется уборщик производственных помещений».
Есть профессии, наименование которых содержит указание на пол (акушерка -акушер, медсестра - медбрат, доярка - дояр и др.). Для того, чтобы объявление не
содержало дискриминационных ограничений, нужно указать:
«требуется медсестра или медбрат» .
Требования, не связанные с деловыми качествами работников, такие как «приятная внешность», «физическая выносливость», «служба в армии»,
«наличие личного автомобиля» и др. считаются дискриминационными.
Исключение составляют случаи, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 3 Трудового кодекса РФ не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников,
которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах,
нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке
трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
Пример 1. Частью первой статьи 253 Трудового кодекса РФ установлено ограничение применения труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда,
а также на подземных работах, за исключением не физических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Таким образом, в объявлении о вакансиях
организация вправе указать, что требуются мужчины, если работа, для выполнения которой требуются работники, включена в Перечень тяжелых работ и работ с вредными
или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержденный постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 162.
Пример 2. В объявлении допустима ссылка на то, что требуются лица, достигшие 18 лет, если работа осуществляется вахтовым методом, т. к. данное условие
предусмотрено статьей 298 Трудового кодекса РФ.
Граждане, должностные лица, юридические лица обязаны соблюдать запрет на распространение информации о свободных
рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера, в любых формах и пределах без каких-либо исключений.
Распространением информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера, является опубликование
таких сведений в печати, трансляция по радио и телевидению, демонстрация в кинопрограммах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет,
а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, распространение в виде печатной продукции, в том числе в виде листовок и буклетов, рекламной
продукции, совмещающей информацию о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащую ограничения дискриминационного характера, а также аудиовизуальной
продукции, в виде объявлений на досках в общественных местах и т.д. (информация Минтруда России от 24.07.2013 "Работодатели, редакции СМИ, владельцы сайтов, расклейщики объявлений могут быть привлечены к ответственности за
распространение информации о вакансиях, содержащей ограничения дискриминационного характера").
Лица, распространяющие информацию о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащую ограничения дискриминационного характера, привлекаются к
административной ответственности, установленной статьей 13.11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ).
Данная статья предусматривает наложение административного штрафа на граждан - от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти
тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти до пятнадцати тысяч рублей.
Согласно пункту 87 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ правом составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.11.1 КоАП РФ,
наделены должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения
(Департамента труда и занятости населения Томской области). Дела о данных административных правонарушениях рассматривают мировые судьи.
К участию в деле в качестве ответчика и к административной ответственности могут быть привлечены:
- работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности);
- редакции средств массовой информации (организации, учреждения, предприятия либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средств
- массовой информации);
- учредители и главные редакторы средств массовой информации;
- владельцы сайтов или уполномоченные ими лица, которые ответственны за размещение информации на этих сайтах, за сам факт размещения сведений, распространенных
- третьими лицами (независимо от того, зарегистрирован интернет-сайт в качестве средства массовой информации, или нет);
- должностные лица;
- граждане, осуществляющие раздачу листовок, расклейку объявлений и др.